10 ноября 2016 г.
В целях оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней, принятия своевременных мер по предотвращению распространения инфекций приказываем:
1. Обеспечить обмен информацией об инфекционных и паразитарных болезнях по оперативным данным.
2. Подготовить документы Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам совершенствования системы учета инфекционных и паразитарных болезней и по утверждению форм статистического учета и отчетности инфекционных и паразитарных болезней в срок до апреля 2014 года.
3. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти в области охраны здоровья граждан субъектов Российской Федерации:
3.1. Организовать передачу информации о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни, при установлении диагноза инфекционных и паразитарных болезней, об изменении диагноза инфекционных и паразитарных болезней медицинскими работниками медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы в управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и организации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: по телефону – в течение 2 часов, в письменной форме (экстренное извещение) – в течение 12 часов после установления предварительного диагноза.
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 в подпункт 3.2 внесены изменения
3.2. Обеспечить передачу в Министерство здравоохранения Российской Федерации сообщений о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни, при установлении диагноза инфекционных и паразитарных болезней, об изменении диагноза инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с перечнем инфекционных и паразитарных болезней, приведенном в приложении к настоящему приказу, по телефону – в течение 1 часа, в письменной форме – в течение 10 часов после установления предварительного диагноза.
3.3. Обеспечить полноту сбора эпидемиологического анамнеза, проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни и внесение данных в экстренное извещение установленной формы.
3.4. Принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в медицинских организациях.
3.5. Обеспечить персональную ответственность должностных лиц медицинских организаций при проведении противоэпидемических мероприятий: медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, при назначении и соблюдении схем постэкспозиционной (экстренной) профилактики, по соблюдению правил выписки инфекционных больных из стационара и проведению диспансерного наблюдения.
3.6. Обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в медицинских организациях.
3.7. При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор.
3.8. Совместно с руководителями управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации организовать систематическое обучение специалистов медицинских организаций по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней, порядка проведения медицинского осмотра и наблюдения в эпидемических очагах, правил выписки больных из стационаров.
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 пункт 3 дополнен подпунктом 3.9
3.9. Обеспечить в течение 24 часов представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации предварительной информации о потребности в иммунобиологических и иных лекарственных препаратах для локализации (ликвидации) очага инфекционных и паразитарных болезней, уточненной информации – в течение 72 часов.
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 приказ дополнен пунктом 4
4. При получении информации о случаях инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.12, 1.13 и пунктом 3 перечня инфекционных и паразитарных болезней, приведенным в приложении к настоящему приказу, Министерство здравоохранения Российской Федерации обеспечивает информирование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по телефону – приемную руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в течение 2 часов после получения указанной информации, в дальнейшем – в ежедневном режиме информацию:
о динамике числа обратившихся за медицинской помощью с предполагаемым диагнозом инфекционных и паразитарных болезней по подпунктам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.12, 1.13 и пункта 3 перечня инфекционных и паразитарных болезней, приведенным в приложении к настоящему приказу;
об организации профилактических мероприятий (включая иммунизацию и иную специфическую профилактику).
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 нумерация пункта изменена
5. Руководителям управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, железнодорожному транспорту:
5.1. При получении информации о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни организовывать проведение эпидемиологического расследования и комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
5.2. В соответствии с установленным порядком информировать Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера.
5.3. В рамках эпидемиологического расследования обеспечить взаимодействие с заинтересованными органами государственной власти.
5.4. Взять на контроль санитарное состояние медицинских организаций, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями.
5.5. Принять участие в плановой подготовке специалистов медицинских организаций по вопросам проведения медицинского наблюдения, постэкспозиционной (экстренной) профилактики в эпидемических очагах, правил выписки инфекционных больных из стационаров, организации диспансерного наблюдения.
5.6. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательных диагнозов в эпидемических очагах.
Нумерация пункта приводится в соответствии с изменяющим документом
5. Рекомендовать главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, на железнодорожном транспорте:
5.1. Обеспечить своевременное предоставление информации о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни, при установлении диагноза инфекционных и паразитарных болезней, об изменении диагноза инфекционных и паразитарных болезней в управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.
5.2. Организовать прием информации по телефонной связи о случаях подозрения на инфекционные и паразитарные болезни с определением ответственных лиц в круглосуточном режиме.
5.3. Обеспечить деятельность лабораторий по своевременной индикации инфекционных и паразитарных болезней при формировании эпидемических очагов в соответствии с нормативными правовыми актами.
5.4. Своевременно принимать меры по дооснащению лабораторий современным оборудованием и внедрением новых методов исследования с целью повышения качества работы в эпидемическом очаге.
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 приказ дополнен пунктом 6
6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивает информирование Министерства здравоохранения Российской Федерации:
6.1. При получении информации о случаях инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.12, 1.13 и пунктом 3 перечня инфекционных и паразитарных болезней, приведенным в приложении к настоящему приказу, по телефону – приемную Министра здравоохранения Российской Федерации в течение 2 часов после получения указанной информации, в дальнейшем – в ежедневном режиме информацию о результатах лабораторных исследований по выявлению возбудителей инфекционного заболевания в исследуемых биологических средах человека по завершении исследований.
6.2. По окончании эпидемиологического расследования случаев инфекционных и паразитарных болезней, указанных в подпункте 6.1, не позднее чем через 10 дней после завершения эпидемиологического расследования о результатах проведения эпидемиологического расследования.
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 нумерация пункта изменена
7. Управлению эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить направление в Министерство здравоохранения Российской Федерации: ежемесячно – форм федерального государственного статистического наблюдения “Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях” и “Сведения о профилактических прививках” (формы федерального государственного статистического наблюдения N 1 и N 5) и ежегодно – форм федерального государственного статистического наблюдения “Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях” и “Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний” (формы федерального государственного статистического наблюдения N 2 и N 6).
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 приказ дополнен пунктом 7
Нумерация пункта приводится в соответствии с изменяющим документом
7. Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить информирование Правительства Российской Федерации в течение 2 часов после получения информации о случаях инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.12, 1.13. и пунктом 3 перечня инфекционных и паразитарных болезней, приведенным в приложении к настоящему приказу, в дальнейшем – в ежедневном режиме до локализации очага инфекционного и паразитарного заболевания.
Приказом Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147 нумерация пункта изменена
8. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину и на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна.
Министр здравоохранения Российской Федерации
Перечислены меры оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней.
Предполагается наладить обмен сведениями по оперативным данным. До апреля 2014 г. необходимо подготовить документы Минздрава России по вопросам совершенствования системы учета болезней и по утверждению статформ.
Дан ряд рекомендаций региональным органам исполнительной власти в области охраны здоровья граждан. Так, следует организовать передачу в управления и учреждения Роспотребнадзора информации о подозрениях на инфекционные и паразитарные болезни, об установлении и изменении диагноза. По телефону сведения нужно сообщить в течение 2 часов, письменно – в течение 12 часов. До Минздрава России данные доводятся, если выявлено определенное количество случаев (указано в приложении по каждому виду заболевания). Рекомендуется принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в медорганизациях. Следует обеспечить персональную ответственность должностных лиц последних при проведении противоэпидемических мероприятий.
При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней необходимо использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, занимающихся эпидемиологическим надзором.
Приказ Министерства здравоохранения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 октября 2013 г. N 726н/740 “Об оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней”
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 27 декабря 2013 г. N 294
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минздрава России и Роспотребнадзора от 10 ноября 2016 г. N 857н/1147
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
14 ноября 2012 года
Судья Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Сарварова Т.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан на постановление мирового судьи судебного участка № 10 по Калининскому району г.Уфы от 18 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении начальника Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Чернова Н.В., привлекаемого к административной ответственности по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления > Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)’ target=’_blank’>19.7 КоАП РФ,
Постановлением мирового судьи судебного участка № 10 по Калининскому району г. Уфы от 18 сентября 2012 года прекращено производство по делу об административном правонарушении по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления > Статья 19.1. Самоуправство’ target=’_blank’>19. Раздел II. Особенная часть > Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности > Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка’ target=’_blank’>7 КоАП РФ в отношении Чернова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, начальника Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, была подана жалоба на указанное постановление.
Чернов Н.В. в соответствии с указанным Постановлением РФ № 967 несвоевременно (в течение суток) представил в Управление Роспотребнадзора поРеспублике Башкортостан экстренное извещение по установленной форме обустановлении предварительного диагноза профессионального заболеваниянеобходимого для осуществления Управлением возложенных на него функций по проведению мероприятий, связанных с установлением причин и обстоятельствпрофессионального отравления. Им в течение суток было направлено экстренноеизвещение об остром отравлении химической этиологии, т.е. информация, не вполнесоответствующая действительности (искаженная).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в своей жалобе просит суд постановление мирового судьи судебного участка № 10 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан отменить и применить меру административного наказания в отношении Чернова Н.В. по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления > Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)’ target=’_blank’>19.7 КоАП.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Гильманов Ш.З. доводы, изложенные в жалобе поддержал, показал, что при обнаружении профессионального острого отравления ГБУЗ БСМЭ МЗ РБ должны в течение суток направить в Управление Роспотребнадзора экстренное извещение для принятия соответствующих действий, например выезда на предприятие, где произошло отравление. Предварительное извещение было направлено в адрес Управления 21.08.2012 г. то есть в нарушение установленных правил. После нашей проверки Бюро экспертизы должно установить окончательный диагноз. 23.08.2012 был дан заключительный диагноз. ГБУЗ первично поздно нам просигнализировали. Вместо того, чтобы выехать на предприятие в течение суток, Управление не смогло осуществить установленные законом действия в отношении предприятия своевременно.
Просил постановление мирового судьи отменить, привлечь Чернова Н.В. к административной ответственности по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления > Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)’ target=’_blank’>19.7 КоАП РФ поскольку первичное извещение об отравлении было направлено не по установленной форме.
Экстренное извещение с окончательным диагнозом – отравления сероводородом гражданина ФИО6 в учреждение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан направлено в течение суток.
Считает, что формально ГБУЗ БСМЭ МЗ РБ мы исполнили извещение об отравлении. Экспертиза трупа – 13.08.2012 а получили они по факсу 14.08.2012. В диспозиции статьи не предусмотрена ответственность за неполноту сообщения.
У эксперта имеется тайна и недопустимость данных предварительного расследования при уголовном расследовании.
Показал, что действительно если взять 967 п.7 положения Правительства есть с одной стороны Роспотребнадзор и работодатель и это противоречит уголовному процессуального законодательства, мы исполнили требование об экстренном извещении. Есть врач профпатолог, мы не компетентны.
Имеется решение суда РФ что при проведении экспертизы БСМЭ не имеет право заниматься определением утраты профессиональной трудоспособности.
Показал, что в диспозиции статьи не предусматривается что извещение должно быть направлено по образцу, БСМЭ формально известило Управление Роспортебнадзора, так как сразу эксперт не мог установить профессиональное ли это отравление.
Выслушав объяснения и доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления > Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)’ target=’_blank’>19.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях > Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении’ target=’_blank’>30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления …
В соответствии со ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.11. Оценка доказательств’ target=’_blank’>26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств > Статья 26.2. Доказательства’ target=’_blank’>26.2 КоАП РФ ч. 1 доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из п. 1 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967, следует, что оно устанавливает порядок расследования и учета профессиональных заболеваний. Пункт 7 Положения предусматривает: при установлении предварительного диагноза – острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание и сообщение работодателю по форме, установленной Министерством здравоохранения РФ.
В соответствии со ст. 11 Закона государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.
Согласно ст. 19 того же Закона руководитель обязан: по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы; разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права; по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу; обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта; по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу; обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований: наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения; соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела. Руководитель не
вправе: истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы; самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении; давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
Согласно п. 2.1, 2.2, 2.3 Устава Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством и настоящим Уставом. Предметом деятельности Учреждения является судебно-медицинская экспертиза. Целями деятельности Учреждения является организация и порядок производства судебно-медицинских экспертиз по административно-территориальному принципу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области медицины.
Согласно ст. Раздел I. Общие положения > Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях > Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях’ target=’_blank’>1. Раздел II. Особенная часть > Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан > Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума’ target=’_blank’>5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд, проанализировав имеющиеся материалы дела, приходит к мнению об оставлении постановления мирового судьи судебного участка №10 по Калининскому району г. Уфы от 18 сентября 2012 года без изменения, а жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка № 10 по Калининскому району г. Уфы от 18 сентября 2012 года в отношении начальника Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Чернова Н.В. о привлечении к административной ответственности по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления > Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)’ target=’_blank’>19.7 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Решение по делу об административном правонарушении вступает в законную силу со дня его принятия.
Когда составляется экстренное извещение в СЭС
Регистрация, учет и отчетность по инфекционным болезням регламентированы Приказом Минздрава СССР от 29.12.1978 № 1282. Именно в этом документе содержится перечень инфекционных расстройств, которые подлежат учету в учреждениях здравоохранения, независимо от места заражения больного. Этот список состоит из более чем 40 наименований, среди которых:
- чума, холера, оспа и лихорадка, лепра (карантинные);
- кожно-венерические заболевания (сифилис, гонорея, фавус);
- туберкулез;
- сальмонеллезные (например, брюшной тиф);
- различные пищевые инфекции, вызванные бактериальными возбудителями;
- коклюш, корь, краснуха, дифтерит, ветрянка;
- бешенство, ящур;
- тропические болезни;
- укусы животных и раны от них;
- нетипичные реакции на прививки и др.
В случае их обнаружения либо подозрения на них необходимо незамедлительно уведомить об этом службу Санэпиднадзора. Для этого врач либо средний медицинский персонал заполняет экстренное извещение об инфекционном заболевании по форме 058у. Также этот документ должен составить медработник предприятия, который в ходе медицинского осмотра или освидетельствования сотрудника выявил у него:
- заражение инфекцией ;
- пищевое отравление;
- острое профессиональное отравление;
- подозрение на данные диагнозы.
Также Минздрав конкретизирует, что экстренные извещения об опасных заболеваниях заполняются врачами, которые выявили или заподозрили очаг заражения в:
- поликлиниках (на приеме у врача либо при вызове на дом);
- стационарах;
- родильных домах;
- детских садах, школах и любых других учебных заведениях;
- санаториях.
Образец формы 058у (экстренное извещение)
Когда нужно отправить извещение в СЭС
После заполнения экстренного извещения об инфекционном заболевании его нужно отправить в территориальную санэпидстанцию в течение 12 часов, при этом имеет значение место регистрации вспышки, а не место жительства больного.
Полученные данные используются надзорными органами в сфере здравоохранения для:
- пресечения распространения инфекции и изоляции больных;
- контроля за развитием болезни и организации прививок;
- усовершенствования существующих программ профилактики;
- статистического учета.
Как заполнить извещение об инфекционном заболевании
Унифицированную форму можно найти в Приложении № 1 к Приказу, в соответствии с которым в бланке должно быть указано следующее:
- диагноз;
- Ф.И.О., паспортные данные пациента, его возраст, адрес и место работы;
- информация о проведенных с больным и контактными лицами противоэпидемических мероприятиях;
- срок и место госпитализации;
- дата и время первичного оповещения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН);
- список контактировавших с пациентом людей, их контакты;
- Ф.И.О. и подпись медицинского работника, составившего извещение.
Затем сообщение в экстренном порядке отправляется в ЦГСЭН — не позднее 12 часов с момента выявления или подозрения инфекционного заболевания. При этом стоит продублировать всю информацию по телефону, чтобы максимально ускорить процесс. После проделанной работы необходимо зарегистрировать уведомление в журнале инфекционных больных учетной формы № 60.
Поскольку многие заболевания имеют схожие симптомы, нередки случаи, когда первоначальный диагноз оказывается неверным. Если обнаружилась такая ошибка, врач должен направить повторное оповещение с измененным диагнозом, указав при этом в первом пункте:
- измененный диагноз;
- дату его установления;
- первоначальный диагноз.
То же правило распространяется и на случаи, когда диагноз уточняется. К примеру, если в результате полученных анализов открылись новые подробности болезни и причин ее возникновения.
Читайте также: